Профессиональная деятельность
"Мало думать на языке, необходимо думать и о языке." - Д.С. Лихачев.
По страницам истории
Когда педагог начал руководить классом?
Официальное утверждение института классного наставничества в России произошло только в 70-х годах XIX века. Однако следует заметить, что люди, профессионально занимающиеся воспитанием, существовали и до этого. В дворянских семьях и семьях состоятельных кругов детей воспитывали «дядьки» и «няньки», затем появляются гувернёры и гувернантки, в учебных заведениях обязанности по воспитанию учащихся возлагались на самих учителей.
В начале XIX века, согласно «Уставу учебных заведений, подведомых университетам» 1804 года, учителя помимо образования учащихся должны были заниматься и их воспитанием – на основе изучения «свойств и нравов» детей, гуманистического подхода к ребёнку. «Учителя занимают у своих учеников место родителей и поэтому должны принять их ласково, терпеливо, внимательно и не должны почитать себя за самовластных судей над детьми». Вместе с тем не осталась без внимания и проблема взаимодействия учителей с родителями: «Учитель совокупным трудом и советом с родителями должен стараться о наилучшем детей воспитании». Из других функций учителя как воспитателя можно выделить ещё приучение к учтивости, правдивости, чести. Основным средством воспитательной работы служил личный пример педагога.
В период правления Николая I воспитанию уделяется особое внимание, поскольку «одно обучение не есть воспитание и даже вредно для возделывания нравственности». Причиной подобного положения вещей явилось воспитание декабристов и последующие изменения в общественной жизни. Ориентация русской школы на школу прусскую, распространение педагогической системы Гербарта определили основную цель воспитания того времени: формирование преданного, верноподданного гражданина.
Отсюда и требование к учителям в Уставе гимназий и училищ 1828 года: воздействовать «на юные души воспитанников, служа для них примером благонравия, трудолюбия, ревностного исполнения долга и строгого соблюдения правил чести». В то же время в Уставе говорилось о необходимости изучения каждого учащегося с целью подбора к нему «приличнейших» средств воспитания, чтобы оно было «истинно действительным и полезным».
Однако некоторые положения остались только на бумаге. Например, учитель должен был быть снисходительным, «особливо к слабостям, недостатку способностей и к неумышленным поступкам: не всякая неисправность, даже не всякая вина заслуживает строгого взыскания». Однако воспитанием в средних учебных заведениях в этот период кроме учителей занимались и надзиратели, хотя и не имели официального статуса. Их основной задачей было наблюдение за дисциплиной и порядком, а также бдительный надзор за воспитанниками; ведение журнала, где отмечались успехи, проступки, склонности, черты характера учащихся; они должны были занимать детей в свободное время чтением и так далее.
Официально институт классных наставников был утверждён в 1871 году. В Уставе 1871 года используется понятие «классный наставник в гимназиях и прогимназиях». Назначались они из числа преподавателей, которые вместе с тем проводили и учебные занятия.
Круг обязанностей классных наставников был очень широк: поддержание порядка на уроках; контроль за посещением, наличием учебных пособий; ведение школьной документации; наблюдение за развитием учащихся и его изучение; знание их способностей, прилежания, успехов; проведение ежемесячных совещаний с учителями, работающими в классе; составление письменного отчёта. Классный наставник должен был также воспитывать у учащихся чувство уважения к закону и его исполнителям, преданность государю и Отечеству. Особое внимание уделялось укреплению и развитию религиозного чувства.
Однако на практике деятельность классных наставников ограничивалась только наблюдением за порядком и дисциплиной.
Следует отметить и тот факт, что эта должность была непрестижной. Несмотря на то что директором гимназии мог стать только человек, работавший классным наставником, за исполнение данных функций он получал всего 160 рублей в год, тогда как зарплата старшего учителя достигала 2,5 тысячи в год. Кроме того, поскольку акцент в гимназиях был сделан на обучение, у классных наставников, учебная нагрузка которым не снижалась, почти не было времени на организацию и осуществление воспитательной работы.
В конце XIX – начале XX века, в связи с изменениями в обществе, усиливается интерес к личности ребёнка, его интересам и потребностям. Однако функции классных наставников остались, по сути дела, теми же, что и по Уставу 1871 года. Важнейшей задачей по-прежнему считалась организация учебного процесса (дисциплина на уроке, посещаемость, организация дополнительных занятий, заданий и др.).
Серьёзное внимание должно было уделяться нравственному и патриотическому воспитанию учащихся в духе христианской морали (православия) и верности царю и Отечеству.
В начале XX века начинается целенаправленная организация внеклассной работы, досуга учащихся, проводятся дополнительные занятия по различным предметам, литературные вечера, гимнастические кружки и др.
В 1913 – 1914 годах появляются новые формы организации внеклассной работы: кружки по языкам, нумизматике, рисованию, лепке, музыке; постановка спектаклей; литературно-музыкальные, танцевальные вечера, выставки, экскурсии.
Контролируя проведение досуга учениками, классный руководитель при этом не являлся его организатором и участником.
Классный руководитель в советской школе
После 1917 года начинается строительство новой советской школы. Её доминирующей задачей стало политическое воспитание учащихся на основе коммунистической идеологии. Однако далеко не все учителя желали и умели воспитывать детей в духе требований новой власти. В первичных коллективах воспитательной работе внимания практически не уделялось. Приоритетным было создание и развитие общешкольного ученического коллектива. Функции учителей, прикреплённых к классам (группам) для организации воспитательной работы, определялись конкретными нуждами школы и носили преимущественно технический характер (сбор сведений об учащихся, родителях, посещаемости и так далее). По сути, классный наставник воспитательной работой не занимался.
В 1923 году классное наставничество было официально ликвидировано и сделана ставка на ученическое самоуправление. Однако желаемые результаты не были достигнуты, более того – ученические организации в середине 20-х годов находились в состоянии кризиса. Причинами его стали недостаток опыта организаторской деятельности детей, переоценка их возможностей и недооценка роли учителя в становлении самоуправления.
Выходом из сложившейся ситуации явилось прикрепление учителей к группам учащихся – первичным школьным коллективам. В круг обязанностей групповодов входили организация самоуправления детского коллектива (главная функция), организация учебно-воспитательного процесса, изучение учащихся, условий их жизни, работа с родителями.
В 30-х годах в отечественной школе происходят кардинальные изменения: восстанавливается классно-урочная система, индивидуальный систематический учёт знаний, разрабатываются стабильные программы и учебники и так далее. В связи с этим изменяется и положение групповодов.
В 1934 году выходят Устав и Положение о единой трудовой школе, где отмечается, что обязанности по организации учебно-воспитательного процесса в первичных коллективах школы – классах – возлагаются на классного руководителя.
Процесс послевоенного развития системы народного образования СССР был сложным. Особое внимание в этот период уделялось проблемам, связанным с восстановлением школьной сети и учебного процесса. Воспитательная работа как бы отошла на второй план. Однако в конце 40 – начале 50-х годов внеучебная деятельность несколько оживилась, хотя результаты были далеко не лучшими.
В 1947 году было утверждено новое Положение о классном руководителе, которое полнее и чётче определило его цели и функции. В этом документе содержались указания о планировании воспитательной работы и формах отчётности.
Негативное влияние на школу 40 – 50-х годов оказал характерный для того периода авторитарный административный стиль руководства. Основной задачей классного руководителя, по Положению 1947 года являлась организация и сплочение классного коллектива. Не менее важным аспектом деятельности было идейно-политическое воспитание учащихся.
В круг обязанностей классного руководителя входили и работа с пионерской и комсомольской организациями, изучение школьниками «Правил для учащихся», контроль за их посещаемостью и успеваемостью, надзор за дисциплиной и поведением и так далее. Рекомендовалось заниматься и изучением учащихся, но о конкретных методиках речи практически не велось, да и осуществляться подобное исследование должно было не в интересах отдельной личности, а для создания работоспособного классного коллектива.
В дальнейшем круг обязанностей классного руководителя мало изменился. Создание детского коллектива и идеологическое воздействие на учащихся остаются ведущими направлениями в его деятельности (см., например, Положение о классном руководителе 1971 года).
Большую роль в научно-методическом обеспечении работы классного руководителя сыграло пособие «Классный руководитель» (под редакцией Н. И. Болдырева), вышедшее несколькими изданиями в 50-х годах.
Следует отметить, что в массовой школе конца 70 – начала 80-х годов отчётливо просматривалась тенденция к механическому увеличению круга обязанностей классного руководителя. Предполагалось, что чем больше направлений воспитательной работы будет им организовываться и контролироваться, тем успешнее пойдёт воспитание учащихся.
Многофункциональность деятельности классного руководителя в определённом смысле была вызвана идеей общественного воспитания, занимавшей ведущее положение в советской педагогической науке. Хотя в ряде случаев это было продиктовано и конкретными условиями, локальными особенностями и ограниченностью культурных возможностей в непосредственном окружении школы.
Организатор, воспитатель, помощник
Что делает классный руководитель в школе сегодня?
Меняется время. Становятся иными требования к школе, ученикам и педагогам. Однако значимость роли классного руководителя не снижается. Сегодня он выполняет три взаимосвязанные функции: организует разнообразную деятельность в классе, заботится о развитии каждого ребёнка, помогает детям в решении возникающих проблем.
В отличие от школы 70 – 80-х годов, когда воспитание главным образом связывалось с воздействием извне, в настоящее время позиция классных руководителей иная. Большинство из них понимают воспитание как создание условий для развития внутреннего потенциала ребёнка. Отсюда следуют и изменения системы работы.
Наиболее приоритетной становится индивидуальная работа с детьми, затрагивающая основы физического и психического развития каждого ребёнка. Происходит смещение акцентов и в работе класса в целом. В первую очередь внимание уделяется эмоциональной поддержке групп внутри класса, созданию положительного психологического климата в классе, развитию детского самоуправления, созданию условий, позволяющих каждому ребёнку раскрыть себя в отношениях с окружающими, включению обучающихся в систему реальных социальных отношений.
Анализ практических аспектов позволяет выделить четыре типа задач, которые решаются классными руководителями в процессе взаимодействия с учениками и их родителями. Первый тип – социальные задачи: защита ребёнка, помощь ему по всем направлениям, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьёй и различными институтами воспитания в целях создания оптимальных условий для развития личности и формирования индивидуальности.
Второй тип можно обозначить как задачи диагностические. Чтобы правильно организовать систему воспитательной работы, классный руководитель должен знать своих учеников, их личностные качества и индивидуальные характеристики. Задача педагога при этом – определить ту меру знаний о ребёнке, которую не стоит превышать в соответствии с этическими нормами диагностики.
Третья категория может быть названа воспитательными задачами, связанными с ориентацией ребёнка на критерии добра и зла, постановкой его в ситуацию нравственного выбора, конкретизацией нравственных критериев в реальных жизненных обстоятельствах.
Четвёртая группа – задачи процессуального характера. К ним можно отнести выбор эффективных педагогических средств, планирование своей работы, контроль и коррекцию деятельности, педагогику рефлексии.
Учителя, являющиеся классными руководителями, говорят и о расширении диапазона своей сегодняшней деятельности в школе. Это явилось следствием разрушения деятельности детских организаций, непрочности семейных связей, отчуждения детей и взрослых, а также того, что большинство детских внешкольных учреждений стали платными, и для многих детей, особенно из малообеспеченных семей, они стали недоступны.
Возникший вакуум заполнить в большинстве случаев может только работа классного руководителя. Причём внимания требуют не только малыши и подростки, но и старшие школьники, стоящие на пороге самостоятельной жизни.
Источник: Классному руководителю. Учебно-методическое пособие под редакцией М. И. Рожкова.
Воспитательная работа
Воспитание как общественное явление характеризуется сложными и противоречивыми процессами вхождения, включения подрастающего поколения в жизнь. Это и быт, и общественно-производственная деятельность; творчество и духовность; становление подростков людьми, развитыми индивидуальными личностями. Воспитание обеспечивает развитие общества и преемственность поколений.
По определению А. С. Макаренко «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.
Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребёнок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребёнка. Весь этот «хаос» не поддаётся как будто никакому учёту, тем не менее, он создаёт в каждый данный момент определённые изменения в личности ребёнка. Направлять это развитие и руководить им – задача воспитателя».
В современном обществе воспитательный процесс представляет собой широкое и многостороннее взаимодействие детей с окружающей природно-социальной средой, прежде всего со взрослыми людьми. В этом взаимодействии основными факторами являются: сохранение, передача новому поколению и воспроизведение культурного наследия человечества, развитие потенциала личности ребёнка, его социализация и социальная адаптация.
Сегодня особенно значимой в процессе воспитания, неразрывно связанного с процессом обучения, становится роль школы как гаранта специально организованного, целенаправленного взаимодействия педагогов и обучающихся, направленного на решение задач образования, развития и воспитания школьников.
Литература:
Бабанский Ю. К. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М: Просвещение, 1983.
Лихачёв Б. Т. Педагогика: Курс лекций / Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Юрайт-Издат, 2003.
Макаренко А. С. Педагогические сочинения. В 8 т., т. 5. – М.: Издательство «Педагогика», 1986.
Каковы функции классного руководителя?
Педагог, выступающий в качестве классного руководителя детского коллектива, реализует свои функции относительно как класса в целом, так и отдельных учеников. Он решает задачи в соответствии со спецификой возраста детей и сложившихся между ними взаимоотношений, строя отношения с каждым ребёнком с учётом его индивидуальных особенностей. Главное в деятельности классного руководителя – содействие саморазвитию личности, реализации её творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребёнка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.
Содержание деятельности классного руководителя определяется его функциями как руководителя педагогического процесса в определённой группе обучающихся.
В соответствии с концепцией академика Р. Х. Шакурова в управлении целесообразно выделить три уровня функций. К первому относятся педагогические и социально-гуманитарные функции, отнесённые Р. Х. Шакуровым к группе целевых. Эти функции направлены на создание условий для социального развития обучающихся, ориентированы на помощь ребёнку как в решении его актуальных личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной жизни. Среди них необходимо выделить три, определяющие основное содержание деятельности классного руководителя:
Перед классным руководителем стоит задача интегрировать усилия всех педагогов, направленные на реализацию этих функций.
Для достижения данной цели необходимо решение ряда частных задач, связанных с формированием отношений обучающихся со своими сверстниками в классе, то есть с реализацией социально-психологических функций.
Главное назначение организаторской функции – поддержка положительной детской инициативы, связанной с совершенствованием жизни региона, микросреды, школы и самих школьников. Иначе говоря, акцент делается не столько на организацию обучающихся классным руководителем, сколько на помощь им в самоорганизации.
Классный руководитель организует познавательную, трудовую, эстетическую разнообразную деятельность школьников, а также их свободное общение, являющееся частью досуга.
Важной представляется реализация функции сплочения коллектива, выступающая не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед классом целей. Одной из задач классного руководителя является развитие ученического самоуправления.
Третья группа функций выражает требования, вытекающие из логики деятельности самого субъектауправления и организации деятельности обучающихся вообще. К ней относятся следующие функции:
Реализация диагностической функции предполагает выявление классным руководителем исходного уровня и постоянное отслеживание изменений в воспитанности обучающихся. Она направлена на исследование и анализ личности и индивидуальности ребёнка, на поиск причин неэффективности результатов и на характеристику целостного педагогического процесса.
Реализуя диагностическую функцию, классный руководитель может преследовать двоякую цель: во-первых, определять результативность своей деятельности; во-вторых, диагностика из инструмента исследования может превратиться в инструмент формирования личности и развития индивидуальности ребёнка.
Функцию целеполагания можно рассматривать как совместную с обучающимися выработку целей воспитательной деятельности. Доля участия классного руководителя в этом процессе зависит от возраста школьников и уровня сформированности классного коллектива.
Цели воспитательного процесса определяют задачи управления процессом развития личности ребёнка. Их можно подразделить на общие и частные. Общие конкретизируются в соответствии с основными сферами социальных отношений, в которые включается ребёнок. Практические цели трансформируются в цели организации деятельности обучающихся, то есть в частные.
Логика целеполагания отражается в процессе планирования деятельности классного руководителя. Планирование – это помощь классного руководителя самому себе и коллективу класса в рациональной организации деятельности. Назначение плана – упорядочение педагогической деятельности, обеспечение выполнения таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов.
В планировании важно тесное сотрудничество классного руководителя с коллективом класса. При этом степень участия детей зависит от их возраста.
Планировать следует то, что ведёт к цели. Поскольку цели определяются как стратегические и тактические, то и планы могут быть стратегическими, или перспективными, и тактическими, или рабочими.
Основная цель функции контроля и коррекции в деятельности классного руководителя – это обеспечение постоянного совершенствования воспитательного процесса.
Реализация функции контроля предполагает выявление, с одной стороны, положительных результатов, а с другой – причин недостатков и возникающих в процессе воспитания проблем. На основе анализа результатов контроля осуществляется коррекция работы классного руководителя как с классом в целом, так и конкретной группой обучающихся или отдельным учеником. Контроль работы классного руководителя – это не столько контроль со стороны администрации школы, сколько самоконтроль.
Коррекция – это всегда совместная деятельность классного руководителя и коллектива класса в целом, группы или отдельных учеников. Три вышеперечисленные группы функций определяют содержание деятельности классного руководителя.
Источник: Классному руководителю. Учебно-методическое пособие под редакцией М. И. Рожкова.
Каким может быть классный час?
В ряде школ для работы каждого классного коллектива в одни из дней недели определено время, обычно называемое классным часом. Чем занимается коллектив в это время – решают обучающиеся и классный руководитель.
В одну неделю проводится классное собрание, в другую – час классного руководителя (воспитательный час), в третью – встречи, экскурсии. Это время классный руководитель и школьники учитывают при планировании воспитательной работы. Однако данное положение не следует понимать формально. Необходимо исходить из конкретной ситуации.
Возможны экстренные сборы коллектива в случае решения неотложных вопросов, смещение сроков по объективным причинам, сочетание на одном классном часе различных форм (ученическое собрание и собрание родителей, час классного руководителя и ученическое собрание и т. д.).
Следует учитывать, что час классного руководителя и классное собрание имеют разные задачи, содержание, организационные формы и методы проведения, иначе определяют роль, функции, позицию педагога и его взаимоотношения с детьми.
Час классного руководителя представляет собой форму воспитательной работы педагогов с обучающимися во внеурочное время. В отличие от классного ученического собрания она не предполагает принятия решений по обсуждаемым вопросам.
В то же время следует учитывать, что формы проведения классного часа тесно взаимосвязаны. Так, очень часто проблемы, рассматриваемые на воспитательном часе, завершаются принятием конкретного решения по данному вопросу на классном собрании.
Час классного руководителя – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру. Можно выявить следующие воспитательные функции классного часа: просветительскую, ориентирующую, направляющую и формирующую (Н. Е. Щуркова).
Просветительская функция заключается в том, что классный час расширяет круг тех знаний обучающихся, которые не нашли отражения в учебных программах. Это могут быть сведения о событиях, происходящих в городе, деревне, стране, мире. На вопрос начинающего педагога: «О чём говорят на классных часах?» – можно ответить: «Обо всём», так как объектом рассмотрения может стать любое явление жизни.
Ориентирующая функция заключается в формировании у школьников определённых отношений к объектам окружающей действительности, в выработке у них определённой иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительская функция даёт возможность знакомиться с миром, то ориентирующая помогает оценивать его. И эта функция – основная. Правда, она неразрывно связана с просветительской: нельзя ученику передать отношения к объекту мира, с которым он незнаком, как, например, нельзя привить любовь к Родине тому, кто не знает её красоты, и т. п.
Иногда классный час может выполнить только ориентирующую функцию. Это бывает, когда обсуждается всем известное событие.
Направляющая функция классного часа помогает переводить разговор о жизни в область реальной практики обучающихся, направляя их деятельность. «Ознакомление» и «оценивание» мира должно завершаться «взаимодействием» с ним. Если в процессе проведения классного часа отсутствует определённая направленность, то эффективность его воздействия существенно снижается, а знания не переходят в убеждения, и тогда создаётся благоприятная обстановка для проявления скепсиса, лицемерия и других негативных качеств личности.
Важно, чтобы разговор о жизни направлял школьников на реальные практические дела.
Формирующая функция связана с реализацией трёх вышеуказанных функций и заключается в формировании у школьников привычки обдумывать и оценивать свою жизнь и самих себя, в выработке умений вести групповой диалог, аргументированно отстаивать своё мнение. В ходе подготовки и проведения часа классного руководителя обучающиеся рисуют, мастерят, сочиняют, изображают, что в свою очередь, развивает специальные умения и навыки. При этом правильно организованная деятельность формирует отношения между детьми в коллективе, положительное и действенное общественное мнение.
Методика организации часа классного руководителя прежде всего предполагает определение его содержания, которое, в свою очередь, зависит от целей, задач, возрастных особенностей детей, их опыта.
Могут быть предложены различные циклы классных часов, например: человек и его взаимоотношения с другими людьми; наука и познание; прекрасное в жизни, в искусстве, человеке; вопросы государства и права; соблюдение гигиенических норм, половое воспитание; профориентация; психологическое просвещение; экономическое и экологическое воспитание и т. д.
Безусловно, что темы, содержание классных часов классный руководитель определит тогда, когда изучит уровень воспитанности школьников, их нравственные представления, взгляды, интересы, желания, суждения (с помощью анкеты, беседы). К выявлению наиболее важных тем педагог может привлечь детей и их родителей.
Первый классный час должен пленить, должен поразить! Педагог может идти не от программы, а от того, что ему самому особенно близко и дорого.
При подготовке и проведении классных часов используются различные методы и приёмы: рассказ, чтение газетного и журнального материалов с последующим обсуждением, обзоры периодических изданий, лекции специалистов, анкетирование и анализ его результатов, беседы «за круглым столом», обсуждение конкретных событий, знакомство с произведениями искусства, элементы художественно-творческой деятельности самих обучающихся (поют, рисуют, сочиняют), обращения к высказываниям выдающихся людей с последующим обсуждением, «мозговая атака», работа по творческим группам. Практика показывает, что наиболее эффективными и интересными для детей являются приёмы и элементы методики коллективной творческой деятельности.
Воспитательный час можно провести и вне школы. Так, классный час, посвящённый охране природы, лучше всего организовать в лесу, а проблему бережного отношения к книге целесообразно рассмотреть в библиотеке.
Особый цикл составляют классные часы по нравственному просвещению. В этом случае чаще всего используется этическая беседа о нравственных качествах: о дружбе и товариществе, честности и правдивости, доброте, душевной щедрости и т. д. Эти беседы должны помочь школьникам уяснить принципы общечеловеческой морали, осмыслить имеющийся жизненный опыт. Целесообразно спланировать проведение этических бесед на 3 – 4 года. Живое слово учителя здесь чередуется с ответами, размышлениями, мнениями школьников.
Такие беседы рекомендуется начинать с определения содержания нравственного понятия. Целесообразно использовать конкретные примеры, помогающие осознать и суть соответствующих нравственных категорий. Однако использовать примеры нужно разумно; лучше, если они будут положительные, неизбитые, малоизвестные детям. При анализе отрицательных примеров необходим большой такт, чувство меры: разбирать следует не столько поведение людей, сколько моральную сторону их поступков. Нельзя сводить беседу к поучениям, ибо воспитательная позиция учителя должна быть скрыта от учеников.
С подростками целесообразно проводить беседы в форме занятий по решению поведенческих задач – ситуаций с нравственным содержанием.
В формировании нравственных представлений и убеждений обучающихся важное значение имеют классные часы – диспуты. Дискуссия возможна в том случае, если у школьников есть некоторые знания, мнения по обсуждаемому вопросу, поэтому чаще всего диспут является продолжением серии классных часов по нравственным проблемам или разговора, возникшего на уроке. Диспут в определённой мере позволяет увидеть и результат, действенность проводимых ранее классных часов, воспитательной работы в целом.
Часы классного руководителя очень разнообразны по содержанию, формам, методам их подготовки и проведения. Тем не менее делаются попытки их типизации. Так, выделяют воспитательные часы, в основе которых лежат:
На наш взгляд, целесообразным основанием для типизации часов классного руководителя является характер деятельности детей, степень их самостоятельности и активности, роль педагога в подготовке и проведении воспитательного часа.
В зависимости от этого классные часы можно подразделить на три вида. К первому относятся те, подготовка к которым требует широких познаний, жизненного и педагогического опыта. Дети лишь привлекаются в ходе беседы к обсуждению некоторых вопросов, изложению фактов, примеров. Таковы, например, классные часы на тему: «О самовоспитании», «Что такое самообразование», «Как развивать память», «Художественный вкус и мода», «Об индивидуальности и индивидуализме», «Режим дня и НОТ школьника» и др. Некоторые часы данного вида целесообразно проводить, привлекая специалистов – врача, психолога, юриста. Задача классного руководителя – оказать им помощь в подготовке выступления.
Второй тип классных часов характеризуется совместной деятельностью педагогов и обучающихся. Определение содержания главных идей, как правило, принадлежит учителю, а разработка путей, методов их воплощения осуществляется педагогом вместе с детьми. Под руководством учителя школьники готовят фрагменты воспитательного часа, педагог ведёт классный час, привлекая ребят к обсуждению проблемы, объединяя их выступления в единое целое. Примерные темы подобных классных часов: «О культуре внешнего вида», «О красоте внутренней и внешней», «Твори доброе ради добра», «Дружба в жизни человека» и др.
Третий вид классных часов предполагает активную самостоятельную работу самих обучающихся. Ответственность за их подготовку и проведение возлагается на группу школьников – совет дела. Классный руководитель вместе с обучающимися продумывает лишь идеи, общую композицию классного часа, помогает составить творческие задания микроколлективам. При самостоятельной подготовке по группам обучающиеся проявляют много выдумки, фантазии. Между группами возникает дух соревнования: кто интереснее представит свою часть творческой работы. Ведут воспитательный час сами обучающиеся, педагог незаметно направляет их. После проведения классных часов такого типа целесообразно подвести итоги, дать оценку работе совета дела и микроколлективов. Данный тип классных часов возможен в том случае, если:
Подчеркнём, что выбор типа воспитательного часа зависит от темы, содержания материала, возраста обучающихся, уровня их знаний по данной проблеме, опыта коллективной деятельности, а также педагогического мастерства, индивидуальных особенностей классного руководителя, характера его взаимоотношений со школьниками.
Особо следует выделить те классные часы, когда перед обучающимися выступают приглашённые гости. Встречи с интересными людьми играют важную роль в воспитании, но они достигают успеха лишь тогда, когда удовлетворяют интересы детей и реализуют педагогические замыслы воспитателя. Подготавливая встречу, классный руководитель создаёт желаемую воспитательную ситуацию: предварительно беседует с приглашёнными, рассказывает им о цели мероприятия, его идейной направленности, об особенностях классного коллектива, даёт некоторые советы по содержанию и форме выступления. Вместе с тем педагог готовит к встрече и обучающихся, вызывая у них интерес к предстоящему, рассказывая о достоинствах гостей. Он вместе с активом распределяет поручения между школьниками. Микроколлективы готовят сюрпризы, оформляют помещение, продумывают, как пригласить гостей, завершить встречу, проявить уважение и внимание к приглашённым.
Подготовка классного руководителя к воспитательному часу предполагает следующие действия:
Особое внимание классный руководитель обращает на психологическую подготовку обучающихся. Они должны ожидать классный час, настроиться на важный и серьёзный разговор. Настрой начинается с момента оповещения обучающихся о классном часе. Время от времени можно напоминать о предстоящем разговоре. Но самым лучшим способом подготовки является коллективная творческая деятельность, когда все ученики, разбившись на группы, готовят фрагменты, разделы классного часа, оформляют помещение и т. п.
В период завершения подготовки воспитательного часа педагог окончательно определяет его структуру (план). Хотя каждый час классного руководителя неповторим, нередко в общем виде его структуру представляют в виде трёх частей: вступительной, основной, заключительной.
Назначение вступительной части – мобилизовать внимание обучающихся, обеспечить серьёзное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека. Время вступительной части ограниченно: ученики уже минут через 5 – 7 должны получить новую информацию, иначе их внимание рассеивается. Разговор можно начать с проблемной ситуации или с примеров, побуждающих к раздумьям.
Назначение основной части определяется воспитательными задачами классного часа и функциями, изложенными выше. Здесь рассматривается основное содержание проблемы.
В заключительной части важно создать у всех обучающихся чувство удовлетворения состоявшимся разговором, возбудить у детей желание внести изменения в своё поведение, в работу класса. Заключительная часть может быть большей по времени, если разговор перешёл в русло практических дел. Она не должна длиться слишком долго, чтобы не затмить впечатления от основного содержания. Можно продолжить разговор на классном собрании.
При составлении плана воспитательного часа эти его части полезно иметь в виду, чтобы было легче проверить логическую связь и наличие логического стержня: постановка вопроса – в первой части; его решение – во второй, определение значимости решения – в третьей.
Необходимо также учитывать, что в ряде случаев данная структура может быть и педагогически нецелесообразна. Например, в случае взволновавшего всех события можно исключить вступление и сразу приступить к изложению основного содержания; или же, когда школьники получают на классном часе материал для размышления, заключительная часть отсутствует, а завершается обсуждение на следующем классном часе.
Таким образом, классный час может проводиться в различных формах. Классному руководителю важно разнообразить эти формы по содержанию и методике проведения, добиваясь при этом решения конкретных и перспективных воспитательных задач.
Завершая рассмотрение вопроса о классном часе, можно дать ещё ряд советов по его организации.
- Содержание классных часов следует строить так, чтобы постепенно переходить от «предметной» информации к её оценке, от общих оценок – к развёрнутым суждениям.
- В процессе обсуждения поставленных вопросов учитель должен быть очень внимателен к выступлениям обучающихся, должен вносить нужные коррективы, ставить дополнительные вопросы, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с детьми и помочь им найти правильные решения нравственной проблемы.
- Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала обучающимися, следить за вниманием и при его обсуждении, особенно через 20 – 25 минут, использовать активные воздействующие средства (интересный по содержанию материал, постановка острого вопроса, коллективная «мозговая атака», музыкальная пауза) или сменить вид деятельности, подготовить сюрприз, приятную неожиданность.
- Очень важен тон учителя, его доброжелательность. Нельзя допускать сентенций и назидательности – это верный способ выработать отношение, обратное желаемому.
- Во время классного часа надо предложить ученикам самим выбрать себе удобное место и приятного соседа.
- Постепенно необходимо накапливать традиции в проведении классного часа. Ими может стать соблюдение привычной тишины, внимание к говорящему, создание благоприятной для высказывания обстановки, предупреждение шума, криков, обидных реплик при спорах. Традиционный порядок приучает детей к культуре группового общения. Могут быть коллективно выработаны определённые поведенческие нормы на классном часе, например:
Источник: Классному руководителю. Учебно-методическое пособие под редакцией М. И. Рожкова.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка телеграмм